Партконтроль


Какой из национальных проектов наиболее эффективно реализуется в Республике Коми?

[результаты]

« Февраль 2007 »

ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Главная / Информцентр / Интервью / Игорь Васильев: "Люди уже устали от революций"

Игорь Васильев: "Люди уже устали от революций"

Игорь Васильев, сенатор от Коми, член комитета по финансовым рынкам и денежному обращению Совета Федерации, входящий в руководящий состав партии «Единая Россия», интересы республики представляет в Москве уже второй срок. Коренной петербуржец, Игорь Владимирович, по его словам, Республику Коми тоже считает своим родным регионом. Во-первых, много времени он проводит здесь сугубо по служебным делам, а во-вторых, супруга Васильева родом из Воркуты... В интервью газете «Республика» и агентству «Комиинформ» сенатор отметил, что за последние годы республика изменилась в лучшую сторону не только «внутренне», но и заметно повысила свой статус на федеральном уровне. Очень важно, полагает сенатор, чтобы «картинка», которую люди видят за своим окном, совпадала с тем, о чем говорят высокие чиновники по телевизору... - Игорь Владимирович, в одном из своих интервью вы сказали, что время коробок из-под ксерокса уже прошло. По-вашему, какое время наступило сейчас?
- Вы знаете, теперь гораздо приятнее иметь дело с социально ответственным бизнесом. Это не обязательно какие-то олигархи, громкие личности, которые строят стадионы, пароходы, самолеты. Это могут быть ответственные люди в маленьком районе, имеющие свое дело. Они платят налоги, вовремя выдают зарплату своим работникам. Но в сотрудничестве с властью они могут найти достаточно интересные для себя социальные проекты: скажем, оборудовать школы системами безопасности, приобрести современную аппаратуру для больницы. Это же приятнее, чем носиться с какой-то непонятной коробкой. Такие вещи абсолютно понятны, и люди говорят: да, мы знаем этого человека, он сделал для нашего района хорошо. Потому что если показывают по телевизору человека, говорящего о каких-то хороших вещах, а в окно люди выглядывают и видят там совсем другое - никакие коробки из-под ксерокса уже не помогут.
- Одна из основных проблем республики, которая активно обсуждается на разных уровнях, связана с социальным положением Воркуты и Инты, в том числе с переселением граждан. Как сенатор и как единоросс, что вы можете предложить в качестве решения этой проблемы?
- Это очень серьезный вопрос, который всегда становится предметом обсуждений на встречах Главы республики с Президентом, с федеральным правительством. У нас есть определенный опыт решения этой проблемы, конкретного взаимодействия республики с фракцией «Единой России» в Государственной Думе. В частности, мы нашли полное взаимопонимание по оптимизации законодательства, связанного с переселением. Такая работа будет продолжаться и дальше. Существует несколько программ по переселению, и только одна из них - с федеральными деньгами. Наша основная задача - консолидировать усилия с Госдумой и при формировании бюджета выделять деньги, которые позволят более эффективно решать эту проблему.
- Вы упомянули о встрече Главы Коми с Владимиром Путиным, на которой тоже обсуждался вопрос о переселении...
- Я бы сейчас не говорил о какой-то конкретной встрече. Важнее сказать о системе взаимоотношений республики с федеральной властью. Вы прекрасно понимаете, что эта встреча не единственная и что это не чудо. Владимир Александрович Торлопов регулярно встречается с Президентом. Владимир Владимирович в прошлом году сам приезжал в республику. Поэтому состоявшаяся встреча - показатель развития определенных взаимоотношений. И это позволяет говорить о том, что ситуация в регионе достаточно хорошо известна на федеральном уровне.
К сожалению, не все проблемы решаются быстро. Не секрет, что экономический блок Правительства РФ довольно серьезно до определенного времени увлекался макроэкономическими показателями. И очень мало внимания уделялось конкретному человеку. Все макроэкономические достижения становятся совершенно ничтожными, если при этом не решаются проблемы простых людей. Но сейчас мы видим, что ситуация начинает меняться. В том числе и визиты Главы республики в Москву, и работы депутатских групп направлены на то, чтобы выстроить систему мер, при которой главными бы становились жители республики и Российской Федерации в целом.
В качестве одного из примеров такого взаимодействия можно привести создание в Сыктывкаре Федерального финно-угорского центра. О его необходимости говорили очень много. И он появился. Хотя, как правило, все федеральные центры находятся в Москве в пределах Садового кольца. Очень важно, что проблемы финно-угорских народов будут решаться не в столице, а непосредственно там, где проживают эти народы.
Однако взаимоотношения с Москвой не ограничиваются только общением Главы республики с Президентом. Большую роль играет взаимодействие Госсовета с коллегами из Госдумы, чей голос очень внятно звучит на федеральном уровне. Государственный Совет республики добился внесения изменений в знаменитое 840-е постановление, ограничившее права шахтеров-переселенцев. Предложения наших законодателей взяты за основу, приняты в Госдуме в качестве проекта постановления. После большой работы с Правительством РФ был утвержден новый объем финансовых средств на программы переселения.
Недавно было принято решение провести в апреле выездное заседание комиссии Госдумы по проблемам обманутых дольщиков не где-нибудь, а в Сыктывкаре. Тот подход, который демонстрирует исполнительная и законодательная власть республики, позволяет людям в Москве принимать решение о проведении ответственных мероприятий в Коми. Кстати, на таких встречах и федеральная власть черпает для себя много полезного.
- Можно ли говорить о каком-то статусе Республики Коми на федеральном уровне?
- За последние годы авторитет республики существенно вырос. Из региона с огромным бюджетным дефицитом мы превратились в регион-донор, к которому уважительно относятся в Москве.
- Однако межбюджетные отношения по-прежнему довольно напряженные...
- Это предмет постоянной заботы республиканских властей. Законы, направленные на созидание, на развитие определенных условий, мгновенно, к сожалению, не работают. Важна и культура тех же самых межбюджетных отношений. У людей на уровне муниципальных образований зачастую ее нет. И их надо учить этому. Однако быстро это не происходит. Если сравнивать нашу страну с Западной Европой, то на формирование такой культуры там ушло несколько веков. А мы, приняв недавно федеральный закон № 131, разделяющий полномочия, сразу же хотим увидеть результаты, и, причем, только положительные. Естественно, я не предлагаю ждать несколько веков, но определенный переходный период всегда нужно учитывать. Ломать легко, строить - очень сложно. Для созидания нужны люди, которые умеют брать на себя ответственность и готовы иногда попадать под жесткую критику. У нас ведь любят критиковать. Очень много людей знают, как управлять государством. Но, к сожалению, как в известном анекдоте, они все уже работают таксистами или парикмахерами. И это ведь на генном уровне, потому что очень долго мы жили с лозунгом, что каждая кухарка может управлять государством.
Недавно большинство из нас стали собственниками, когда приватизировали свои квартиры. Но при этом из семидесяти процентов собственников жилья только семь процентов образовали ТСЖ и выбрали для себя конкурентоспособную управляющую компанию, обеспечивающую достойное качество услуг. Это говорит о том, что общество пока не готово к идее самоуправления. С другой стороны, это не означает, что к нему не надо стремиться.
- Как часто вы бываете в глубинке республики?
- Чтобы принимать какие-то важные решения, необходимо иметь обратную связь с населением. А для этого, естественно, нужно ездить по городам и районам и общаться с людьми. Не хотелось бы употреблять слово «проблемы», поскольку оно сразу подразумевает некую борьбу, махание шашками и в целом какой-то негатив. Поэтому правильнее, на мой взгляд, нужно говорить о создании условий - для бизнеса, образования, здравоохранения. Если внимательно посмотреть, то национальные проекты в своей долгосрочной перспективе как раз на это и направлены. Постоянно бороться с проблемами - это ходить по полю с граблями. Мы должны создавать такие условия, в которых слову «проблема» просто не будет места.
- Тем не менее, сложно сравнивать изменения, которые происходят в центральных городах России, даже в Сыктывкаре, с тем, что можно увидеть в глубинке...
- Вы у себя дома делаете уборку? Сразу везде чисто не становится. Реальная жизнь такова, что сразу вообще ничего не происходит. Вы же помните, какие проблемы были в стране еще десять лет назад. Можно долго перечислять, что происходило в середине 90-х: «черные» вторники, кредиты, выдаваемые под 180 процентов годовых, банки, которые собирали деньги и исчезали с ними на следующий же день. Сейчас эта шелуха отсеялась. Идет медленная, но системная работа. Порядок в глубинке уже появляется...
Существует два хороших слова - эволюция и революция. Наш исторический опыт предостерегает нас от всякого рода революций. Но у нас совершенно нет опыта эволюционного развития. Мы не хотим революций, но зато хотим все и сразу.
На мой взгляд, в нашем обществе наблюдается период стабильности - развития. Очень важно не потерять эту составляющую, потому что развития без стабильности не бывает. Если мы будем жить в ритме постоянных потрясений, быстрых решений, о каком развитии может идти речь? Например, сейчас много и подробно обсуждается демографическая ситуация. О каком приросте можно рассуждать, когда нас постоянно сотрясала череда различных кризисов, в том числе военных, экономической нестабильности, угрозы терактов, непрогнозируемые доходы семьи и т.д. А сейчас, выйдя из этого хаоса, что мы увидели? Нет, не массовое рождение детей, а бум потребительского кредитования. Потому что люди просто захотели жить. Это первый показатель стабильности. Почему именно сейчас возникают идеи материнского капитала, национальных проектов? Потому что для этого создана необходимая база - стабильность. На этом фоне, к слову, мы должны развивать и местное самоуправление.
- А по каким параметрам вы сами оцениваете свою деятельность на посту сенатора?
- У меня есть определенные задачи. В своем комитете я курирую вопросы ипотечного кредитования и долевого строительства. Могу сказать, что последняя редакция закона об участии в долевом строительстве прошла при моем участии - я был одним из руководителей согласительной комиссии. Наши поправки были приняты, и закон в том виде, в котором он существует сейчас, позволит говорить о том, что права дольщиков надежно защищены.
Законотворческая работа, к сожалению или к счастью, не всегда понятна простым людям. Поэтому мы и говорим о системе, которая создает необходимые условия для нормальной жизнедеятельности.
- Складывается такое впечатление, что Совет Федерации приступил к чистке рядов. Двое ваших коллег уже попрощались со своими креслами. Судя по сообщениям в СМИ, такие решения, в частности, объясняются борьбой с коррупцией...
- Приведу вам такой пример. Еду я как-то по одной из европейских стран на машине и курю за рулем. Думаю, куда же выкинуть сигарету. А мой попутчик мне говорит: «Ты что, за окно выбрасывать нельзя - тысяча евро штраф». Мол, люди из соседней машины сразу же позвонят куда надо, и мы сможем доехать только до ближайшего полицейского. Возможно ли подобное представить в нашей стране? Думаю, что нет. И при этом мы собираемся бороться с коррупцией. Но большинство наших граждан, например, предпочитают отблагодарить сотрудника ГАИ на месте, нежели заплатить штраф за нарушение. Вот это и есть тотальная коррупция. Сто процентов населения в ней участвуют. Про это показывают по телевизору, пишут в газетах. Некоторые говорят: вот, дескать, борьбу с коррупцией надо начинать наверху - там сразу появятся громкие имена. Да, появятся, потому что наверху идея этой борьбы всем понятна. Потому что действительно есть патриоты, которые пришли к власти не с идеей построить себе светлое будущее в отдельном городе Лондонграде, а связали свою судьбу с нашей страной...

газета "Республика"

2007-02-07 16:11:00