Партконтроль


Какой из национальных проектов наиболее эффективно реализуется в Республике Коми?

[результаты]

« Февраль 2007 »

ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Главная / Информцентр / Аналитика / Муниципальная кухня

Муниципальная кухня

Реформа местного самоуправления за последние несколько недель стала одной из самых обсуждаемых тем в Госдуме. 11 октября на "правительственном часе" депутаты обсуждали проблемы реализации 131-го Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". А 16 октября в нижней палате парламента прошли слушания, посвященные законопроекту "О муниципальной службе в РФ".
С какими проблемами сталкиваются муниципалитеты? Какие законопроекты по реформе местного самоуправления готовит к рассмотрению Госдума? На эти и другие вопросы специально для "ЕР" отвечает председатель комитета ГД РФ по вопросам местного самоуправления Владимир МОКРЫЙ
Реформа местного самоуправления за последние несколько недель стала одной из самых обсуждаемых тем в Госдуме. 11 октября на "правительственном часе" депутаты обсуждали проблемы реализации 131-го Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". А 16 октября в нижней палате парламента прошли слушания, посвященные законопроекту "О муниципальной службе в РФ".
С какими проблемами сталкиваются муниципалитеты? Какие законопроекты по реформе местного самоуправления готовит к рассмотрению Госдума? На эти и другие вопросы специально для "ЕР" отвечает председатель комитета ГД РФ по вопросам местного самоуправления Владимир МОКРЫЙ.


- Эксперты отмечают, что сегодня власти на местах никак не могут разобраться с муниципальной собственностью. Одни не знают, что в нее входит, другие - как ею управлять.

- По поводу неэффективного управления - лично я мнение критиков не разделяю. Да, все не так безоблачно, как хотелось бы. Доходы от использования муниципального имущества в целом по России - это всего 4% в доходах местных бюджетов. Правда, справедливости ради надо признать, что не извлечение прибыли является основной целью органов публичной власти. Какое, спрашивается, дело до этих процентов конкретному жителю, если в результате попыток повысить доходы в глубинке будут закрываться муниципальные бани и парикмахерские?

Что касается недостаточного правового регулирования отношений собственности, то здесь сложности действительно есть, и их немало. Например, по 131-му закону собственностью муниципалитетов не может быть имущество, которое необходимо для обеспечения населения услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания. У органов местного самоуправления фактически нет инфраструктуры для развития малого и среднего предпринимательства, сельского хозяйства. И даже то, что муниципалитетам положено по закону, они зачастую не могут получить, потому что задеты интересы других органов власти. В большинстве случаев это связано с тем, что муниципалитеты в силу объективных причин не смогли своевременно провести инвентаризацию и составить перечень имущества, переходящего в федеральную и региональную собственность. А без такого перечня делить крайне сложно.

Чтобы разрешить эти противоречия, на мой взгляд, во-первых, нужно внести изменения в порядок разграничения имущества, установленный Федеральным законом № 199. Во-вторых, Минрегион и Минэкономразвития с участием заинтересованных министерств и ведомств должны разработать методические рекомендации (отраслевые нормативно-правовые акты), которые на основании определенного комплекса критериев будут определять тот или иной вид собственности. Следует подумать и над возможностью раскрытия перечня муниципального имущества в 131-м законе, против чего сегодня активно выступает правительство РФ.

- С собственностью понятно. Что еще мешает муниципальным властям?

- В первую очередь они сталкиваются с нехваткой средств. В последние два года круг вопросов, за которые отвечают муниципалитеты, существенно расширен, однако эта ответственность никак не подтверждена финансово. Не последовало перераспределения доходных источников между центром и регионами, а значит, и не было реальной возможности увеличить доходную базу местных бюджетов. По данным Счетной палаты, в этом году на реализацию ФЗ-131 требовалось 360 млрд руб., что в 1,7 раза выше затрат на эти же цели в 2005 году. Но финансирования в нужных объемах муниципалитеты не получили. В итоге их расходы в 2006 году в среднем по России в два(!) раза превышают доходы. А их же совокупная кредиторская задолженность за восемь месяцев 2006 года (по заработной плате работников бюджетных учреждений, предприятий ЖКХ) составила 58,3 млрд рублей. Понятно, что в таких условиях эффективно исполнять свои основные полномочия - предоставление социально-бытовых услуг населению - они просто не могли.

Добавляет проблем местному самоуправлению и правительство РФ. Дело в том, что оно нередко опаздывает с внесением законопроектов по регулированию его полномочий и не учитывает реальные проблемы, с которыми сталкиваются на местах.

Могу привести два примера. Первый: муниципалам даны государственные полномочия по ведению воинского учета. Однако финансирование этих полномочий началось только во втором квартале текущего года. Второй: регистрацию граждан по месту жительства или пребывания должны осуществлять территориальные подразделения Федеральной миграционной службы. А там, где их нет, - местные администрации. Получается, что, если ФМС будет сокращать количество отделений, всюду эти функции перейдут к органам местного самоуправления. Но финансирование муниципалитетов для выполнения таких задач не предусмотрено! Мало того. Чтобы наделить их такими полномочиями, нужно вначале ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" привести в соответствие с ФЗ №131.

- Какие законопроекты или поправки в действующие акты готовит Госдума, в частности ваш комитет, чтобы укрепить институт местного самоуправления?

- Приоритетным в настоящее время является решение правовых проблем, которые повысят финансовую обеспеченность муниципальной власти. Требуется внести изменения в налоговое и бюджетное законодательство, провести выборочный анализ бюджетов муниципальных образований, в которых 131-й закон с 2006 года исполняется в полном объеме.

Актуальным остается вопрос статуса депутата и выборного должностного лица местного самоуправления. Проблема заключается в том, что 131-й закон не наделяет субъекты РФ правом принимать законы о статусе указанных лиц, а норм федерального законодательства явно недостаточно.

Продолжается очень непростая работа по разграничению полномочий между уровнями власти. В основном это проблемы регистрации граждан по месту жительства, нотариальные функции. В Госдуму уже внесен законопроект, направленный на решение данных вопросов. Он предусматривает изменение 17 соответствующих законодательных актов, которые позволят уточнить некоторые положения законодательства и передать на уровень регионов отдельные федеральные полномочия.

Не менее актуальным остается вопрос о реализации федерального законодательства в Ингушской и Чеченской республиках, где из-за отсутствия внешних границ не определены территории некоторых муниципальных образований. В настоящее время в Госдуму внесен законопроект "О мерах по организации местного самоуправления в Чеченской Республике", который предусматривает переходный период до 1 января 2010 года, чтобы органы местного самоуправления завершили свое формирование и могли начать работу.

И, конечно же, комитет ГД РФ по вопросам местного самоуправления сейчас работает над подготовкой ко второму чтению законопроекта "О муниципальной службе в Российской Федерации".

- В какой мере такой закон сможет повлиять на эффективность работы муниципальных служащих?

- Я считаю, он очень актуален. Его ждут уже давно и региональные власти, и представители органов местного самоуправления. Ведь очевидно, что эффективность муниципалитетов во многом зависит от профессионализма их служащих. А для того чтобы высококвалифицированные кадры шли работать в эту сферу, нужно определить социальные гарантии, закрепить положения о квалификационных требованиях, которым должны соответствовать работники и т.д. Все эти вопросы отражены в законопроекте, что, естественно, будет способствовать грамотной организации муниципальной службы и, надеюсь, повлияет на качество работы органов местного самоуправления.

- Как в целом вы оцениваете ход реформы местного самоуправления? Можно ли подвести предварительные итоги 2006 года?

- Принятие 131-го закона стало серьезным шагом в совершенствовании правовой базы местного самоуправления в России. Об основных проблемах, которые возникают в процессе его реализации, мы уже говорили. Подводя некоторые итоги, отмечу, что с 1 января 2006 года применяются практически все положения закона. Другое дело, что регионы в разной степени готовы к его реализации. Поэтому мы продлили переходный период до 1 января 2009 года. На сегодняшний день в полном объеме к реализации ФЗ №131 приступили 18 тысяч муниципалитетов в 46 регионах - это примерно 75%. По данным Минрегиона, с 1 января 2007 года к ним присоединятся еще как минимум 10 субъектов Федерации. Есть регионы, где все вопросы местного значения передали на уровень муниципального района. Другие оставили определенную их часть за поселениями. Третьи подошли к решению этого вопроса дифференцированно. На всех уровнях власти проделана значительная нормативно-правовая, методическая и организационная работа. Приняты десятки федеральных, сотни региональных и несколько десятков тысяч муниципальных правовых актов по вопросам организации местного самоуправления. Сформированы территории и установлены границы муниципальных образований. Общее их количество на сегодняшний день составляет 24,4 тысячи. Доминирующим звеном являются сельские поселения - их около 20 тысяч. Таким образом, в стране организована двухуровневая система местного самоуправления. Исключение составляют лишь города федерального значения, где муниципалитеты формируются на внутригородских территориях, а также Чечня и Ингушетия, где, как я уже отметил, из-за отсутствия внешних границ не очерчены территории некоторых муниципалитетов.
Главным же итогом муниципальной реформы, на мой взгляд, является тот факт, что ее поддержало население. Свидетельство тому - высокая избирательская активность граждан на муниципальных выборах.

2006-10-19 22:25:00